БУЛЬДОЗЕРНО-РЫХЛИТЕЛЬНЫЙ АГРЕГАТ ЕС-10 по качеству, надежности и техническим характеристикам соответствует лучшим мировым образцам. производитель готов предоставить ЕС-10 потребителям, использующим в своих парках инженерные машины Komatsu и Caterpillar аналогичного класса, для проведения сравнительных испытаний в реальных условиях эксплуатации.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Главное требование, которое необходимо было выполнить при разработке нового бульдозера, — обеспечить его конкурентоспособность на современном рынке инженерных машин. Для этого в конструкцию ЕС-10 были заложены следующие основные принципы:
- бульдозер должен соответствовать не только современным, но и перспективным требованиям по основным техническим характеристикам, параметрам надежности агрегатов и узлов, а также комфорту работы оператора;
- в конструкции машины должны применяться только проверенные технические решения;
- максимальное использование качественных комплектующих изделий известных производителей,
- хорошо зарекомендовавших себя на мировом рынке; максимальное использование серийно выпускаемых узлов и деталей отечественного производства, в частности унификация элементов ходовой части и рабочего оборудования с узлами производства ООО «ЧТЗ-Уралтрак».
Очевидно, что решение столь серьезных задач было бы невозможно без применения принципиально новых, инновационных идей и разработок.
ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Разработка бульдозера ЕС-10 была проведена с учетом глубокого анализа тенденций развития мирового тракторостроения. Самым внимательным образом исследовались достоинства и недостатки конструкций инженерных машин аналогичного класса, выпускаемые ведущими производителями такой техники. Особое внимание при этом было уделено ходовой части и механизмам поворота трактора, поскольку данные эксплуатации бульдозерно-рыхлительных агрегатов свидетельствуют, что их производительность и ресурс во многом определяются именно этими системами.
Так, на тракторах тягового класса 10 традиционно применяют различные схемы полужестких подвесок, с качающимися гусеничными тележками и жесткими балансирными балками в передней части рам. Их широкое распространение обусловлено относительной простотой конструкций и эффективностью при работе в режимах бульдозирования и рыхления. В то же время использование подобных подвесок приводит к возникновению значительных внутренних усилий в элементах конструкций машин, порою многократно превышающих внешние нагрузки. В результате снижается как надежность узлов и агрегатов бульдозеров, так и их ресурс. Столь же привычным для бульдозеров тягового класса 10 является и использование бортовых механизмов поворота. В данном случае поворот осуществляется за счет подтормаживания одной из гусениц, в то время как полезная мощность передается второй гусеницей. Все просто, понятно и легко осуществимо. Однако подобной схеме поворота присущи очень серьезные недостатки. Во-первых, на практике он всегда сопровождается потерей скорости трактора, вплоть до его остановки. Во-вторых, в процессе поворота тяговое усилие передается только одним бортом машины, в то время как на другом мощность фактически «теряется» в тормозах. Следствием этого является невозможность выполнения бульдозирования при поворотах трактора.
Таким образом, было очевидно, что решение этих концептуальных проблем позволит существенно повысить эффективность бульдозера. Это и было достигнуто в процессе разработки ЕС-10.
РЕАЛИЗАЦИЯ
В конструкции бульдозера ЕС-10 применена оригинальная схема подвески ходовой части. Ее новизна подтверждена патентами, полученными разработчиками. Главной особенностью новой подвески является силовое замыкание гусеничных тележек. Оно достигается тем, что в передней части бульдозера 6-катковые гусеничные тележки посредством шаровых опор соединяются между собой поперечной балансирной балкой. Она, в свою очередь, в средней части связана шаровой опорой с основной рамой бульдозера. В задней же части трактора каждая гусеничная тележка подвешена к его основной раме трехточечной подвеской на шаровых опорах.
Благодаря этому в процессе движения обе гусеничные тележки одновременно воспринимают внешние нагрузки, не передавая их на раму машины. Таким образом, гусеничные тележки имеют две степени свободы, что позволяет осуществлять их прокачку без возникновения каких-либо дополнительных нагрузок. Это стало возможным потому, что в конструкции подвески, созданной для ЕС-10, практически отсутствуют плечи действия внешних нагрузок, в результате чего нет и вредных изгибающих моментов, действующих на силовую раму бульдозера. В результате повышается надежность узлов и агрегатов машины, и как следствие этого — ее ресурс.
Что касается механизма поворота, то для ЕС-10 была разработана дифференциальная бесступенчатая система поворота с гидростатическим приводом и пропорциональным управлением. Ее применение позволяет осуществлять поворот машины без остановки и снижения скорости движения. Поскольку в данном случае не происходит разрыва потока мощности, то ЕС-10 может поворачивать и при бульдозировании. При этом у оператора имеется возможность менять радиус поворота от нуля до бесконечности, а скорость — от нуля до максимума.
Важно, что в данном случае передача мощности всегда производится двумя бортами, что позволяет реализовать в ЕС-10 большие тяговые усилия. Таким образом, применение бесступенчатого механизма поворота с пропорциональным управлением позволило улучшить маневренность машины и повысить ее производительность.
РЕЗУЛЬТАТ
Как уже отмечалось, еще на этапе создания ЕС-10 была заложена возможность максимального использования в его конструкции комплектующих изделий известных и хорошо зарекомендовавших себя на мировом рынке производителей. И это требование было выполнено.
Так, на бульдозере, в зависимости от требований и пожеланий заказчика, может быть установлен один из трех дизелей — отечественный ЯМЗ 236М2-4, производства ОАО «Автодизель» (мощность — 180 л. с., макс. крутящий момент — 68 кГс м), и два немецкой компании Deutz — модели Bf06m2012C под требования tiER-2 (мощность — 185 л. с., макс. крутящий момент — 72 кГс м) и модели tCD2012l062V под tiER-3 (мощность — 183,6 л. с., макс. крутящий момент — 72 кГс м).
Кроме этого, машина оснащается компактными планетарными бортовыми редукторами с передаточным числом 23, со встроенными постоянно замкнутыми многодисковыми тормозами, гидронасосами и гидромоторами фирмы Bosch-Rexroth. Применена компактная вальная гидромеханическая трансмиссия 13,7HR32315 фирмы Dana, изготовленная в едином блоке с коробкой передач, с электрогидравлическим управлением и возможностью переключения скоростей под нагрузкой в ручном и автоматическом режимах. В гидросистеме ЕС-10 используются элементы управления Hydrocontrol и Poclain Hydraulics.
Применение оригинальных технических решений и оснащение нового бульдозера качественными, надежными и эффективными компонентами позволило решить целый ряд принципиальных вопросов.
Во-первых, за счет применения бортовых редукторов с передаточным числом 23 были созданы щадящие условия по крутящему моменту для гидромеханической трансмиссии, главной передачи и механизмов поворота.
Во-вторых, благодаря созданию бесступенчатых механизмов поворота появилась возможность осуществлять работу бульдозера под нагрузкой с радиусом поворота по сопротивлению с сохранением тяги и скорости при копании.
В-третьих, автоматическое переключение передач обеспечивает работу в зоне высоких значений КПД гидротрансформатора, что уменьшает его нагрев и улучшает топливную экономичность машины.
В-четвертых, объединенная пропорциональная гидросистема управления механизмами поворота, рабочим оборудованием и тормозами обеспечивает минимальный отбор мощности и незначительный нагрев гидросистемы.
Серьезное внимание при разработке ЕС-10 было уделено и рабочему месту оператора. Так, цельнометаллическая кабина бульдозера оснащена системой защиты RoPs-foPs и установлена на амортизаторах, что способствует снижению шума и вибрации. Внутри кабины создается избыточное давление воздуха для предотвращения проникновения пыли и грязи. Кроме этого, кабина оборудуется отопителем и приточно-вытяжным вентилятором.
Подрессоренное сиденье оператора может регулироваться в продольном направлении, по углу наклона спинки и высоте подушки. Оно комплектуется двухточечным ремнем безопасности. Все эргономические параметры рабочего места оператора бульдозера ЕС-10 в полной мере соответствуют требованиям как отечественных ГОСТов, так и международных стандартов.
Управление бульдозером осуществляется с помощью всего трех джойстиков: два — рабочими органами и один — механизмами поворота. Использование джойстиков позволило увеличить скорости выполнения основных операций и повысить точность управления рабочим оборудованием бульдозера.
Что касается рабочего оборудования, то на ЕС-10 использован отвал (объем призмы волочения — 4,75 куб. м), конструкция которого уменьшает его самопроизвольную поперечную и угловую раскачку. Рыхлительный агрегат имеет увеличенный вылет наконечника, благодаря чему обеспечивается визуальный контроль за его работой и улучшается взламывающая способность рыхлителя (максимальное заглубление — 650 мм).
Использование всех изложенных выше инновационных решений позволило создать современный бульдозер ЕС-10 тягового класса 10 (экспл. масса с бульдозерно-рыхлит. агрегатом — 19200 кг) . Он предназначен для выполнения широкого комплекса землеройных работ в строительстве, мелиорации, в горнорудной, нефтяной, газовой и других отраслях промышленности на грунтах i–iV категории, в том числе на мерзлых и разборно-скальных, при температурах окружающего воздуха от –50 0С до +45 0С.
ПРОВЕРКА РАБОТОЙ
В настоящее время бульдозер ЕС-10 прошел все необходимые сертификационные испытания и выпускается малой серией. Есть и опыт штатной эксплуатации. Так, первый бульдозер этой модели отработал к настоящему времени уже порядка 2000 моточасов в ООО «Верхние Берники». Он был задействован на вскрышных работах на карьере по добыче строительного камня, а также корчевании и рыхлении мерзлого грунта. Основные грунты — ii–iii категории и незначительное время — iii категории. В официальном отзыве по результатам эксплуатации ЕС-10 отмечается: «Потребительские качества трактора полностью соответствуют заявленным характеристикам. За время эксплуатации показатели трактора по топливной экономичности оказались лучше в сравнении с аналогами при равной производительности. Качество сборки машины высокое, количество отказов и неисправностей было незначительно, дефекты устранялись в кратчайшие сроки, что не сказалось на технологическом процессе производства предприятия.
В целом считаем, что наше предприятие приобрело трактор высокого технологического уровня, сравнимого с лучшими мировыми аналогами».
Все это подтверждает, что в настоящее время ЕС-10 является одним из самых инновационных и прогрессивных отечественных бульдозеров, ни в чем не уступающим лучшим мировым образцам.
Отличная 3D модель бульдозера 21 века! Все детали прорисованы превосходно. Отличная эргономика и реальное расположение конструктивных узлов.
Будем надеяться, что скоро увидем такие тракторы на стройплощадках ! А пока делаем отличную графику бульдозера картинкой рабочего стола !
Конструктивные изменения на тракторах и бульдозерах «ЧТЗ – УРАЛТРАК»
Бюллетень содержит краткое описание основных конструктивных изменений тракторов Т10, направленных на повышение надежности, уменьшение времени на техническое обслуживание и ремонт, улучшение условий и повышение безопасности труда тракториста и т. п., внедренных с января по ноябрь 2003 года.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
1. С целью улучшения запуска пускового двигателя П-23У карбюратор 11.1107.011 (17-05-185СБ) мембранного типа заменен поплавковым К-125Л (рис.1).
Применение поплавкового карбюратора повлекло за собой следующие изменения сопрягаемых деталей и сборочных единиц:
а) заменены:
- коллектор 17-05-174 на 17-05-174-01;
- воздухоочиститель 17-05-184СБ на 17-05-174СБ;
- тяга 51-74-220СБ на 51-74-142СБ;
- прокладка 700-40-8152 на 46160;
- тяга 51-74-220СБ на 51-74-142СБ;
- трубка 51-25-150СБ на 51-252146СБ;
б) введены вновь:
- щиток 17-05-155СБ;
-хомут 18-26-320СБ;
в) аннулированы:
- кронштейн 17-05-182СБ;
- прокладка 700-40-8153.
Установка карбюратора К-125Л на пусковом двигателе дизелей выпуска до 2003 года в комплекте с сопрягаемыми деталями.
Дата внедрения - январь 2003 г.
2. С целью повышения износостойкости введены металлокерамические диски 50-16-111СБ бортовых фрикционов взамен дисков 24-16-10ЗСБ с фрикционными накладками.
Диски взаимозаменяемы.
Дата внедрения - январь 2003 г.
3. С целью забора воздуха из зоны меньшей запыленности увеличена высота воздухоза борника 51-05-232 со 150 до 300 мм. Обозначение и взаимозаменяемость воздухозаборников сохранены.
Дата внедрения - апрель 2003 г.
4. С целью повышения надежности уплотнения резиновые кольца 060-070-58-2-2 (между патрубком 50-26-277 и насосом НШ-100) и 018-022-25-2-2 (гидрораспределителя 50-26-61СБ) заменены на кольца из резины на основе фторкаучука, с изменением обозначения на 050-070- 58-2-5 и 018-022-25-2-5 соответственно и сохранением взаимозаменяемости.
Дата внедрения - 2 квартал 2003 г.
5. Для повышения жесткости рамы гусеничной тележки в районе концевого подшипника введена накладка 50-12-410 (рис.2).
Дата внедрения - апрель 2003 г.
6. С целью улучшения доступа розетка внешнего запуска ПС 315 и выключатель массы Введено новое, более надежное крепление аккумуляторных батарей с помощью шпилек.
Дата внедрения - июнь 2003 г.
7. С целью исключения самовыключения передач диапазонов уменьшен максимальный зазор (люфт) в пакетах шестерен коробки передач за счет повышения точности изготовления.
Дата внедрения - июль 2003 г.
8. С целью повышения надежности уплотнения между валиками 50-12-688/689 и корпусом 50-12-157 механизма блокировки переключения передач, кожаный сальник 40251 СБ заменен резинокаркасной манжетой 2.2-22-40-1 ГОСТ 8572-79 (рис. 3), с изменением размеров сопрягаемых деталей и потерей взаимозаменяемости.
Новые валики и корпус имеют обозначения 50-12-778/779 и 50-12-157-01 соответственно.
Дата внедрения - июль 2003 г.
9. С целью повышения качества фиксации дверей кабины в открытом положении в защелке 50-59-440СБ двуместный амортизатор 591044 заменен двумя одноместными короткими 700-40-9085 (рис. 4).
Амортизаторы взаимозаменяемы.
Дата внедрения - июль 2003 г.
10. С целью повышения надежности фиксации горного тормоза, пластинчатый зацеп 64-13-97, крепящийся болтом, заменен запрессованным штифтовым зацепом 64-13-138 (рис.5).
Зацепы не взаимозаменяемы.
Дата внедрения - июль 2003 г.
11. С целью улучшения работы подшипников в опорные катки 24-21-169СБ/170СБ и натяжные колеса 50-21-305СБ/306СБ введена смазка «ЦИАТИМ-208» взамен трансмиссионного масла ТЭП-15.
Дата внедрения - сентябрь 2003 г.
12. С целью защиты от пыли рычагов управления коробкой передач введены резиновые пыльники 3302-5107090 (2 шт.)
Дата внедрения - сентябрь 2003 г.
13. С целью повышения ресурса введена новая гусеница 50-22-28СБ (рис. 6) с сухим закрытым шарниром, уплотненным стальными кольцами 50-22-33, с изменением размеров и обозначения втулки 50-22-3 на 50-22-34 (устанавливается по заказу потребителя). Гусеница взаимозаменяема с существующими серийными гусеницами.
Дата внедрения - сентябрь 2003 г.
14. Введен датчик аварийного давления масла ММ111-В перед турбокомпрессором с целью недопущения работы турбокомпрессора при предельно низком давлении масла.
Дата внедрения - ноябрь 2003 г.
15. С целью улучшения внешнего вида внутри кабины в местах скругления передних и задних стекол установлены пластмассовые пластины 700-42-2919 (4 шт.), закрепленные самонарезающими винтами 700-35-2101 (4 шт.).
Дата внедрения - ноябрь 2003 г.
16. Продолжая работы по дальнейшему совершенствованию тракторов типа Т10, в марте 2003 года завод приступил к выпуску промышленной партии модернизированных тракторов Т10М с вынесенной вперед точкой крепления гидроцилиндров.
Общий вид бульдозерно-рыхлительного агрегата на базе трактора Т10М, в сравнении с агрегатом на базе Т10, представлен на рисунке 7.
17. Ниже приведен комплекс основных конструктивных изменений первого этапа модернизации, реализованных в модели Т10М по состоянию на ноябрь 2003 года (в дальнейшем предстоит полный переход на модернизированную конструкцию и внедрение мероприятий последующих этапов).
17.1. Введен портал 64-11-146СБ с вынесенной вперед точкой крепления длинноходовых гцдроцилиндров передней навесной системы (рис.8).
Основными элементами портала являются:
- боковины 64-11-150СБ/150-01СБ;
- труба 64-11-132;
- кронштейны 64-55-217СБ/217-01СБ для крепления фар капота.
- кронштейны 64-55-220СБ/220-01СБ для крепления лобовины.
Портал является составной частью рамы трактора сварной конструкции и служит для крепления элементов капота (см. п. 17.3), блока радиаторов, гидробака и гидроцилиндров.
Дата внедрения - март 2003 г.
17.2. Изменена конструкция гидробаков:
- взамен двух силовых баков, соединенных стяжной трубой (сборка 64-26-407СБ), введен один разгруженный бак 64-26-39СБ (рис. 9);
- крепление гидроцилиндров передней навесной системы вынесено с гидробаков на портал.
Дата внедрения - март 2003 г.
17.3. Введена измененная конструкция капота (рис. 10): В связи с изменением конструкции гидробака введены:
- передние съемные створки 64-55-520-04/05 капота, улучшающие доступ к дизелю;
- съемная рама 64-55-209-02СБ капота, установленная на лонжероны рамы трактора.
Створки 64-55-520-04/05 крепятся к порталу и съемной раме, к последней крепится также передняя и задняя крыши капота.
Дата внедрения - март 2003 г.
17.4. С целью уменьшения вибрации введена новая конструкция задних опор 50-55-388-01СБ/389-01СБ (рис.10), установленных на лонжероны рамы трактора (без связи с двигателем, в отличии от опоры 50-55-459 на Т10).
К опорам крепится задняя крыша капота.
Дата внедрения - март 2003 г.
17.5. Введена новая конструкция решетки радиатора, состоящая из двух сварных частей -решеток 50-55-280СБ и 64-S5-578-01 (рис. 11).
Дата внедрения - март 2003 г.
17.6. Фары из-под лобовины капота перенесены на трубу портала: введена защита фар 64-55-245СБ капота (рис.11).
Дата внедрения - март 2003 г.
17.7. Взамен цельнолитого ведущего колеса 50-19-160-1 введено сборное 50-19-182СБ
(рис.12) со сменными коваными сегментами 50-19-201 (9 шт.), в установке которых применены:
- гайки 700-30-2318 (27 шт.);
- болты М20х1,5х62 ГОСТ 11674-75 (27 шт.);
- шайбы 20 ОТ6509 ГОСТ 6402-70 (27 шт.).
Колеса взаимозаменяемы.
Дата внедрения - март 2003 г.
Еще статьи...
- Справка о сравнительной технико-экономической эффективности тракторов ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК»
- Обзор буровых тракторных станков передвижных для шарошечного, пневмоударного бурения
- СП49 - Самоходные сваебойные установки копры, продажа
- Продам СП-49. Продажа копров и сваебоев
- Оборудование для бурения скважин под набивные сваи
- Обзор буровых машин шнекового бурения на гусеничных тракторах ЧТЗ
- Сваебой СП-67 на тракторе. Где купить новый...