Классификация бульдозеров
Бульдозер представляет собой универсальную землеройно-транспортную машину, состоящую из гусеничного или пневмоколесного трактора, оснащенного навесным оборудованием и органами управления. Навесное бульдозерное оборудование состоит из: отвала с ножами; толкающей рамы с подкосами, к которым крепится отвал; привода, обеспечивающего подъем и опускание отвала во время работы, а в отдельных моделях бульдозеров также и изменение положения отвала в плане.
На дорожно-строительных работах преимущественное распространение имеют бульдозеры на базе тракторов: ДТ-75М, Т-4АП2, Т100МЗГС, Т-100МЗГП, Т-130.1-Г-1, Т-150, Т-150К, ДЭТ-250М, Т.ЗЗО, Т-500, имеющие соо1ветственно классы тяги: 3 (30), 4 (40), б (60), 10 (100) и 25 (250) кгс (кН).
Современной тенденцией развития бульдозеров являются расширение их типоразмеров и увеличение единичной мощности, что обеспечивает повышение производительности и снижение себестоимости работ.
Тракторы как базовые машины снабжаются гидроприводами управления навесным бульдозерным и рыхлительным оборудованием потребляемой мощностью до 60 % от общей мощности тракторного двигателя при давлении в гидросистемах 16 – 20 МПа, что обеспечивает возможность значительно заглублять отвал или зубья рыхлителя, а также разрабатывать прочные грунты. Для независимого управления подъемом и перекосом отвала в современных бульдозерах предусматриваются раздельные гидроприводы.
Рабочий процесс бульдозера складывается из резания грунта и транспортирования его на относительно небольшие расстояния, не более 100м.
Бульдозерами можно выполнять расчистку полосы отвода с удалением кустарника, деревьев, крупных камней, растительного слоя, снега и т. п.; планировку различных строительных площадок, включая объекты дорожного строительства; перемещение и разравнивание грунтов в насыпях, отсыпаемых другими машинами; перемещение экскаваторных и скреперных отвалов в кавальеры; разработку профильных выемок в кавальеры, а там, где возможно, и в насыпи; возведение насыпей при перемещении грунтов из боковых резервов; засыпку ям и оврагов; устройство временных дорог и проездов; разработку песчаных и гравийных карьеров; перемещение и погрузку сыпучих материалов (песка, гравия, щебня и др.) в карьерах и на складах.
Работы по подборке и штабелированию строительных материалов на складах предпочтительнее выполнять бульдозерами на пневмоколесном ходу, так как бульдозеры на гусеничном ходу гусеницами трактора загрязняют материал.
Бульдозеры – маневренные и высокоэффективные машины, обладающие высокой проходимостью. На долю бульдозеров в дорожном строительстве приходится не менее 50 % общего объема земляных работ.
Бульдозеры классифицируются по основным признакам: по назначению, тяговым показателям (тяговому классу базовой машины), типу ходовой части, рабочему органу и виду управления рабочим органом.
По назначению бульдозеры подразделяются на общего назначения и бульдозеры специального назначения. Бульдозеры общего назначения применяют для всех основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ преимущественно для разработки грунтов I, II и III категорий. Бульдозеры специального назначения – в особых условиях (к специальным бульдозерам относятся толкачи, бульдозеры для работы в подземных и подводных условиях и. т. п.).
По тяговым показателям базовых машин бульдозеры подразделяются на сверхлегкие, легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые.
К сверхлегким относятся класс до 0,9 мощностью 18,5 – 37,0 кВт; к легким – класс 1,4 – 4,0 мощностью 37,0 – 96,0 кВт; к средним – класс 6,0 – 15,0 мощностью 103 – 154 кВт, к тяжелым – класс 25 – 35 мощностью 220 – 405 кВт и к сверхтяжелым – класс свыше 35 мощностью 510 кВт и более.
По ходовой части бульдозеры подразделяются на гусеничные и пневмоколесные; по рабочему органу – с неповоротным и с поворотным отвалами; по виду управления рабочим органом – с механическим, гидравлическим и пневматическим управлениями.
В настоящее время преимущественное распространение имеет гидравлический привод, имеющий несравненное преимущество перед механическим.
В табл. 1.1 приведены основные данные по бульдозерам с неповоротным отвалом, в табл. 1.2 – с поворотным отвалом, в табл. 1.3 – по колесным бульдозерам.
В связи с возрастающими объемами строительства автомобильных дорог, соответственно значительного объема земляных работ, выполняемых бульдозерами, перспективный выпуск бульдозеров направлен на увеличение единичной их мощности, а также на сочетание использования базисных тракторов двумя видами оборудования — бульдозерным и бульдозерно-рыхлительным.
Таблица 1.1.
Показатели |
ДЗ-29 |
ДЗ-42Г |
ДЗ-53 |
ДЗ-54, ДЗ-54С |
ДЗ-27С |
ДЗ-110хл |
ДЗ-35Б |
ДЗ-118 |
ДЗ-6Охл |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Базовый трактор |
Т-74-С2 |
ДТ-75М |
Т-100МЗ |
Т-100-МЗГП |
Т-130.1.Г-1 |
Т-130.1.Г-1 |
Т-180кс |
ДЭТ-250М |
Т-330 |
Мощность двигателя трактора, кВт |
55,2
|
55,2
|
79
|
79
|
117,8
|
117,8
|
132
|
228
|
243
|
Номинальное тяговое усилие, кН |
30
|
30
|
94
|
94
|
94
|
100
|
168
|
220
|
200
|
Длина отвала, мм |
2520
|
2560
|
3200
|
3200
|
3200
|
3200
|
4430
|
4310
|
5480
|
Высота отвала, мм |
800
|
800
|
1200
|
1200
|
900
|
900
|
1200
|
1550
|
1420
|
Максимальный подъем отвала, мм (над опорной поверхностью) |
600
|
600
|
900
|
900
|
900
|
900
|
900
|
970
|
1118
|
Максимальное опускание отвала, мм (ниже опорной поверхности) |
200
|
200
|
1000
|
400
|
500
|
500
|
300
|
550
|
790
|
Угол резания, град |
55
|
55
|
55
|
50-60
|
50-60
|
55
|
45-55
|
45-60
|
45-65
|
Угол установки отвала, град: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в плане |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
70-90 |
90 |
55-90 |
в поперечной плоскости |
-
|
-
|
±6
|
±6
|
±4
|
±6
|
±5
|
±12
|
±6
|
Привод рабочего органа канатно-блочный или гидравлический |
-
|
-
|
Механический ДЗ-21А (Д-996) |
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Тип лебедки или гидронасоса |
НШ-46У
|
НШ-46У
|
- |
НШ-46У
|
НШ-98
|
НШ-98
|
НШ-46У
|
УPC-10, НШ-46У |
НШ-32У
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Число гидронасосов |
1 |
1 |
- |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Рабочее давление в гидросистеме, МПа |
10 |
10 |
- |
10 |
10 |
10 |
10 |
7.5 |
14 |
Число исполнительных гидроцилиндров |
1 |
2 |
- |
2 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
Средняя скорость перемещения, км/ч: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
транспортная |
- |
- |
6,4-10,1 |
6,4-10,1 |
8,8-12,25 |
8,8-12,25 |
8,7-12
|
3,19
|
0-12,7
|
При резании и перемещении грунта |
- |
- |
2.4 |
2.4 |
3.6 |
3.6 |
2.9 |
2.3 |
0-3.6 |
При возвратном движении задним ходом |
- |
- |
4,5-5,3 |
4,5-5,3 |
4,9-9,9 |
4,9-9,9 |
3,2-7,5 |
2,3-12,5 |
0-10,6 |
При возвратном движении передним ходом |
- |
- |
4,5-6,4 |
4,5-6,4 |
4,4- 8,8 |
4,4-8,8 |
6,4-8,7 |
2,3-12,5 |
0-6,6 |
Масса машины, кг: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Без трактора |
850 |
1070 |
2133 |
1780 |
1920 |
2285 |
2 900 |
4900 |
8420 |
С трактором |
6 375 |
6860 |
14115 |
13710 |
15950 |
16315 |
18300 |
32440 |
44 700 |
Таблица 1.2.
Показатели |
ДЗ-104 |
ДЗ-17 |
ДЗ-18 |
ДЗ-28 |
ДЗ-109ХЛ |
ДЗ-6Охл |
ДЗ-64С |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Базовый трактор |
Т-4АП2 |
Т-100МЗ |
Т-100МЗГП |
Т-130.1.Г-1 |
Т-130.1.Г-1 |
Т-330 |
T-500 |
Мощность двигателя трактора, кВт |
95,8
|
79
|
79
|
117,8
|
117,8
|
243
|
368
|
Номинальное тяговое усилие, кН |
40
|
60
|
100
|
94
|
94
|
220
|
350
|
Длина отвала, мм |
2600 |
3940 |
3970 |
3940 |
4120 |
5180 |
5540 |
Высота отвала, мм |
990 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1420 |
1400 |
Максимальный подъем отвала, мм (над опорной поверхностью) |
700 |
1100 |
1050 |
1050 |
1030 |
1260 |
1000 |
Максимальное опускание отвала, мм (ниже опорной поверхности) |
300 |
1000 |
250 |
440 |
440 |
690 |
500 |
Угол резания, град |
45-60 |
50-60 |
50-60 |
50-60 |
50-60 |
50-60 |
50-60 |
Угол установки отвала, град: |
|
||||||
в плане |
63-90 |
63-90 |
63-90 |
50-90 |
50-90 |
63 и 90 |
63 и 90 |
в поперечной плоскости |
±6 |
±5 |
±5 |
±6 |
±6 |
±10 |
±6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Привод рабочего органа канатно-блочный или гидравлический |
- |
Механиче ский ДЗ-21А (Д-499Б) |
- |
- |
- |
- |
- |
Тип фрикционной лебедки или гидронасоса |
НПМ6У |
- |
НШ46У |
НШ-98У |
НШ-98У |
НШ-98У |
НШ-98У |
Число гидронасосов |
1 |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Рабочее давление в гидросистеме, МПа |
14 |
- |
10 |
10 |
10 |
14 |
14 |
Число исполнительных гидро цилиндров |
2 |
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средняя скорость перемещения, км/ч |
|
|
|
|
|
|
|
транспортная |
7,37-9,52 |
6,4-10,1 |
6,4-10,1 |
8,8-12,25 |
8,8-12,25 |
0-12,7 |
- |
при резании и перемещении грунта |
2,89 |
2,4 |
2,4 |
3,6 |
3,6 |
0-3,6 |
- |
при возвратном движении задним ходом |
4,68-7,04 |
4,5-5,3 |
4,5-5,3 |
4,9-9,9 |
4,9-9,9 |
0-10,6 |
- |
при возвратном движении передним ходом |
6,35-7,37 |
4,5-6,4 |
4,5-6,4 |
4,4-8,8 |
4,4-8,8 |
0-6,6 |
- |
Масса машины, кг: |
|
|
|
|
|
|
|
без трактора |
1440 |
2200 |
I860 |
2000 |
650 |
6730 |
12000 |
с трактором |
9960 |
14 000 |
14 100 |
16320 |
16956 |
37400 |
52000 |
Таблица 1.3
Показатели |
ДЗ-102 |
ДЗ-48 |
Базовый трактор |
МТЗ-80 |
К-702 |
Мощность двигателя трактора, кВт |
55,1 |
221 |
Номинальное тяговое усилие, кН |
14 |
60 |
Длина отвала, мм |
2100 |
3600 |
Высота отвала, мм |
650 |
1200 |
Максимальный подъем отвала, мм (над опорной поверхностью) |
400 |
1050 |
Максимальное опускание отвала, мм (ниже опорной поверхности) |
200 |
540 |
Угол резания, град |
60 |
55 |
Угол установки отвала, град: |
|
|
в плане |
90 |
90 |
в поперечной плоскости |
- |
±5 |
Привод рабочего органа канатно-блочный или гидравлический |
-
|
-
|
Тип фрикционной лебедки или гидронасоса |
НШ-32К
|
НШ-98У
|
Число гидронасосов |
1
|
1
|
Рабочее давление в гидросистеме, МПа |
10
|
10
|
Число исполнительных гидроцилиндров |
2
|
3
|
Средняя скорость перемещения, км/ч: транспортная |
25,8
|
до 30,0
|
при резании и перемещении грунта |
2,65
|
8,57 -12,44
|
при возвратном движении задним ходом |
3,31-5,62
|
16,72-24,28
|
при возвратном движении передним ходом |
5,6-6,85
|
-
|
Масса машины, кг: |
|
|
без трактора |
620
|
2990
|
с трактором |
4020
|
18140
|
Единичная мощность выпускаемых в настоящее время отечественной промышленностью гусеничных тракторов, на которых монтируется бульдозерное и рыхлительное оборудование, достигает 368 кВт, а в ближайшем перспективном плане эта мощность будет достигать 1178 кВт.
Бульдозерно-рыхлительный агрегат предназначен для разрушения плотных и мерзлых грунтов, отделяя их от общего массива в виде различной величины глыб и кусков с последующим рыхлением. Бульдозерно-рыхлительный агрегат монтируется на задней части базисного трактора, передняя часть которого оснащена основным бульдозерным оборудованием.
В табл. 1.4 приведены основные данные по бульдозерно-рыхлительным агрегатам, применяемым в дорожном строительстве.
Таблица 1.4.
Показатели |
ДЗ-116хл |
ДЗ-117ХЛ |
ДП-9С |
ДЗ-94С |
ДЗ-95С |
ДЗ-96С |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Базовый трактор |
Т-130.1.Г-1 |
Т-130.1.Г-1 |
ДЭТ-250М |
Т-330 |
Т-330 |
Т-500 |
Мощность двигателя трактора, кВт |
117,8 |
117,8 |
228 |
243 |
243 |
368 |
Номинальное тяговое усилие, кН |
94 |
94 |
220 |
200 |
220 |
350 |
Бульдозерное оборудование |
ДЗ-110хл |
ДЗ-109ХЛ |
Д3-34с |
Д3-59хл |
ДЗ-60хл |
ДС-б8с |
Рыхлительное оборудование |
ДП-26с |
ДП-26с |
ДП-9с |
ДП-10с |
ДП-lOc |
ДП-llc |
Число зубьев в агрегате |
1 |
1 |
1-3 |
3 |
3 |
1 |
Максимальное заглубление зубьев, мм |
450 |
450 |
700 |
700 |
700 |
1000 |
Ширина наконечника зуба, мм |
70 |
70 |
105 |
100 |
100 |
124 |
Угол рыхления при наибольшем заглублении, град |
45
|
45
|
45
|
45
|
45
|
45
|
Тип применяемого в гидросистеме насоса |
Шестеренчатый нерегулируемый |
Аксиально- плунжерный |
Шестеренчатый нерегулируемый |
|||
Тип насоса |
НШ-98 |
НШ-98 |
УРС-10 |
— |
— |
— |
Число насосов
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
Габаритные размеры с трактором и бульдозером, мм: |
|
|
|
|
|
|
длина
|
6350
|
6550
|
8655
|
8740
|
9130
|
9410
|
ширина
|
3220
|
4 120
|
4540
|
4730
|
5480
|
5000
|
высота
|
3065
|
3065
|
3 180
|
3450
|
3450
|
3500
|
Масса, кг:
|
|
|
|
|
|
|
навесного рыхлительного оборудования |
1400
|
1400
|
5925
|
5015
|
5015
|
5500
|
общая с трактором и бульдозерным оборудованием |
17750
|
18070
|
38350
|
50530
|
49930
|
55000
|